Психологическая экспертиза

Исследование психологии человека
Объекты исследования:
  • особенности психической деятельности субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика), т.е. психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. Специфика объекта обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию, однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой действительности. Источниками информации о психике являются материальные источники: материалы уголовного или гражданского дела, иные документы, описывающие жизненный путь человека, особенности психического развития, взаимодействия с окружающими, действия и поведение в юридически значимой ситуации, заключение или справки психиатра, материалы экспериментально-психологического исследования подэкспертного.

Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в гражданском процессе:
  • исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, уровня психического развития ребенка, систему взаимоотношений родитель – ребенок (в том, числе установление привязанности ребенка к каждому из родителей) по делам, связанным со спорами между родителями о воспитании и месте жительства детей;
  • исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда;
  • судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.

Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в уголовном процессе:
  • установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого;
  • исследование юридически значимых эмоциональных состояний (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации;
  • установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;
  • установление психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;
  • установление способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации;
  • установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, сохранению информации о них и последующему воспроизведению данной информации (экспертиза способности свидетеля/потерпевшего давать показания);
  • выявление постоянных и переменных ролей в преступной группировке;
  • установление эмоционального состояния допрашиваемого по видеозаписи следственного действия и его влияния на возможность давать показания.

Психологическое исследование информационных материалов
Объекты исследования:
  • информационные материалы (печатная продукция, аудио- и видеоматериал, переписки в социальных сетях и системах мгновенных сообщений, интернет-страницы, содержание блогов, сайтов).
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
  • установление направленности материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма;
  • установление психологического содержания и направленности аудио- и видеоматериалов (исследование аудио- и видеоматериалов оперативных и следственных действий), установление влияния внешних факторов на содержание речи (показаний);
  • исследование межличностного взаимодействия по записям речи по делам о коррупции, мошенничестве, вымогательстве, угрозе;
  • установление направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству;
  • установление направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершенных с помощью сети Интернет).

Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:

Экспертиза социально-психологических явлений по делам о праве на воспитание детей:
в отношении ребенка:
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
- Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим
участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
- Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
в отношении родителей:
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца?
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца матери?
- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца?
- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку матери?
- Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?
- Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

Экспертиза порнографических материалов:
- Содержит ли изображение/видеозапись, зафиксированное (-ая) в файле с названием «Название Файла», признаки информации порнографического характера?

Экспертиза психических состояний: аффект и иные эмоциональные состояния (применение ст. 107 и ст. 113 УК РФ):
- Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
- Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в каком либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с субъективными требованиями ситуации?

Экспертиза индивидуально - психологических особенностей:
- Каковы индивидуально психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
- Могли ли индивидуально психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
- Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально психологические особенности как (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например повышенная враждебность, агрессивность, внушаемость, подчиняемость и т.д.)?

Экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания:
- Способен ли свидетель (потерпевший) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (применение ч. 3 ст. 20 УК РФ):
- Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
- Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?

Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях (применение ст. 131 и ст. 132 УК РФ):
- Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?

Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (применение ст. 110 УК РФ):
- В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
- Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда (применение ст. 151 ГК РФ):
- Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда? Если да, то в чем они выражаются?
- Какова степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
- Имеется ли причинно-следственная связь между состоянием подэкспертного (изменением его психического благополучия) и действиями (бездействием) причинителя вреда?
- Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий.

Экспертиза по делам о признании сделок недействительными (ст. 177 ГК РФ), а также другие виды «порока воли» при совершении сделки (ст. 178, 179 ГК РФ):
- Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
- Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?